« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Статья 3. Адвокатура и государство
1. Адвокатура
является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского
общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
2. Адвокатура
действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления,
корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях
обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия
адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии
независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов,
оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при
необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства
связи.
4. Каждому
адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан
Конституцией Российской Федерации.
Комментарий к
статье 3
1.
Комментируемая статья Закона позиционирует адвокатуру как профессиональное
сообщество адвокатов и как институт гражданского общества, не входящий в
систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Возникновение
российской адвокатуры справедливо связывается с принятием судебных уставов 1864
г. Адвокатура объявлялась свободной от государственного вмешательства
самоуправляемой организацией юристов, призванных оказывать гражданам
юридическую помощь, в частности защищать их интересы в судах. Собрание
присяжных поверенных при каждой судебной палате было высшим органом адвокатуры.
Собранием присяжных поверенных избирался исполнительный совет. Дисциплинарную
ответственность за проступки присяжные несли перед советом.
Принятие
решения о создании адвокатуры не решило, однако, всех проблем с обеспечением
граждан юридической помощью. Они вынуждены были обращаться к частным лицам,
осуществляющим свою деятельность на началах частных соглашений и стоявшим вне
всякого контроля. В целях выхода из создавшегося положения Законом от 25 мая
1874 г. частные поверенные были подчинены тем судебным местам, в которых они
выступают. Тем самым были созданы предпосылки к сосредоточению права представления
чужих интересов в судах в основном у присяжных и частных поверенных.
Тогда же в 1874
г. были введены помощники присяжных поверенных, которые имели право
самостоятельно давать юридические советы, составлять деловые бумаги, вести дела
в мировом суде. Они привлекались для оказания помощи адвокатам при ведении
защиты в судах присяжных.
Упразднение
сложившейся в России адвокатуры последовало вскоре после Октябрьской революции
1917 г., о чем было прямо указано в Декрете ВЦИК о суде от 24 ноября 1917 г. N
1. В качестве обвинителей, защитников и судебных представителей допускались
"все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими
правами". Прежние адвокаты были "опорочены" и гражданскими
правами не пользовались.
Декрет ВЦИК о
суде от 7 марта 1918 г. N 2 уточнил, что обвинители и защитники входят в
коллегии правозаступников, избираемые Советами рабочих, солдатских,
крестьянских и казачьих депутатов. Кроме того, могли выступать один обвинитель
и один защитник из числа присутствующих на суде граждан. Адвокатура оказалась
разрушенной. А "люди из народа" были не подготовлены к осуществлению
функций защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко
упал. Защитники и представители попали в зависимость от местной власти. Эта
зависимость была усилена Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. "О народном
суде РСФСР", который предписывал создание коллегий правозаступников и при
уездных исполкомах. Адвокатура учреждалась "для содействия суду", а
не для защиты интересов обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика.
В дальнейшем в
качестве защитников допускались консультанты отделов юстиции. Тем самым их
зависимость от государства сохранялась (Положение о народном суде РСФСР от 21
октября 1920 г.).
Инструкция
Наркомата юстиции РСФСР от 23 ноября 1920 г. "Об организации обвинения и
защиты на суде" устанавливала, что "защита по уголовным делам
является общественной повинностью" и что списки отбывающих эту повинность
граждан составляются организациями и объединениями, в том числе народными
судьями, отделами юстиции, профсоюзными и партийными организациями. Таким
образом, судьи могли подбирать "удобных" защитников, исполнительная
власть продолжала управлять ими, общественные организации сохраняли возможность
влиять на исход процесса, а сама защита рассматривалась как деятельность
непрофессионалов, т.е. лиц, специально к этому не подготовленных.
Положение об
адвокатуре, принятое ВЦИК 26 мая 1922 г., предусмотрело создание коллегий
защитников по уголовным и гражданским делам как самоуправляемых организаций.
Они функционировали сначала при губернских, позже - при краевых (областных)
отделах юстиции, затем при соответствующих судах, наконец под контролем отделов
Министерства юстиции. Управление коллегиями стали осуществлять общие собрания
адвокатов и избираемые ими президиумы, которые контролировали исполнение
защитниками своих обязанностей, обладали правом наложения на адвокатов
дисциплинарных взысканий. Имели право освобождать клиентов от оплаты за
осуществление защиты и представительства и др.
Совмещение адвокатской
профессии с исполнением государственной должности (кроме выборной и
преподавательской работы) было запрещено. На этих организационных основах
(самоуправление плюс общее руководство со стороны государственных органов)
адвокатура строилась до конца 80-х гг.
На основе
Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938
г. было принято Положение об адвокатуре СССР (Постановление СНК СССР от 16
августа 1939 г.). Согласно Положению коллегии адвокатов (вместо коллегий
защитников) создавались в автономных республиках, краях, областях в качестве
добровольных профессиональных объединений. Предусматривались органы управления
коллегиями - общее собрание адвокатов, президиум и ревизионная комиссия.
Коллегиям предписывалось оказывать правовую помощь гражданам и юридическим
лицам через юридические консультации. Общее руководство адвокатурой
осуществляли Наркомат юстиции СССР, наркоматы юстиции союзных республик и их
местные органы. Адвокатура находилась в зависимости от этих государственных
органов.
Положением об
адвокатуре РСФСР 1962 г. в основном была сохранена прежняя организация
адвокатуры. Коллегии адвокатов рассматривались как добровольные объединения
лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, однако общее руководство
адвокатурой по-прежнему осуществляли Министерство юстиции РСФСР и его местные
органы.
В Конституции
СССР 1977 г. адвокатура рассматривалась как организация, оказывающая правовую
помощь гражданам, учреждениям и организациям. На основе союзного Закона 1979 г.
"Об адвокатуре в СССР" было принято Положение об адвокатуре в РСФСР,
утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. Это Положение, имеющее
силу закона, действовало вплоть до принятия Федерального закона "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
2. В целом под
адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов (адвокатов),
объединенных в соответствующие адвокатские образования и имеющих задачей
оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие
в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку
юридических документов и т.д.
Пунктом 1
комментируемой статьи закрепляется, что адвокатура является не только
профессиональным сообществом адвокатов, но и институтом гражданского общества,
который не входит в систему органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
Утверждение
законодателя о том, что адвокатура является независимым институтом гражданского
общества, подразумевает наличие в нашей стране гражданского общества как
такового, хотя существование в России гражданского общества в его исконном
понимании остается достаточно острым дискуссионным вопросом.
Понятие
"гражданское общество" имеет долгую историю. Оно вошло в употребление
в XVII - XVIII вв. Смысл его заключался в том, что сообщество граждан должно
иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.
Гражданское
общество - это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества
данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования,
которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства.
Гражданское общество есть все то, что находится за пределами государства, это
ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью
социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных
отношений в условиях рынка и демократического правового государства.
Для
гражданского общества характерны три особенности. Во-первых, наличие множества
ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти, так как
гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной
машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти
для противостояния контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство
гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная
гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского
общества.
При
определенном развитии демократических реформ, повышении уровня образования
населения, увеличении количества массовых мероприятий интеллектуальной
направленности, значительном увеличении количества общественных организаций, с
одной стороны, и одновременном достаточно низком уровне участия населения в
общественных организациях, объединений и союзов в различных сферах
деятельности, особенно касающихся защиты их прав и законных интересов (защита
прав инвалидов, организация товариществ собственников жилья и т.д.), с другой
стороны, с большой натяжкой, учитывая специфику развития нашей страны и
менталитет российского населения, можно говорить о наличии в России
гражданского общества.
Наличие
адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества не
может не свидетельствовать о развитии гражданского общества, и здесь с
законодателем трудно поспорить: адвокатура - это институт гражданского
общества.
3. Адвокатура
как самостоятельная организация не входит в систему органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
В соответствии
с известным принципом разделения властей органы государственной власти и органы
местного самоуправления относятся к исполнительной ветви власти, которая по
отношению к законодательной и судебной является независимой.
Организация
системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в
России представлена на основе ее административно-территориального деления. Так,
на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации действуют
органы государственной власти (Правительство Российской Федерации, администрации
или министерства субъектов Российской Федерации), на местном уровне - органы
местного самоуправления (администрации городов и районов).
Адвокатура не
является частью органов власти ни на одном из ее уровней, и уж тем более не
входит в систему какой-либо ветви власти. Этим обеспечивается ее независимость
в осуществлении деятельности, основанной на ряде принципов.
4. В философии
понятие "принцип" определяется как первоначало, руководящая идея,
основное правило поведения. Однако это определение не единственное, существуют
и другие варианты:
1) принципы (от
лат. principium - основа, начало) - основное, исходное положение какой-либо
теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; внутреннее
убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы
поведения и деятельности;
2) принцип -
научное или нравственное начало, основание, правило; основа, от которой не
отступают.
Таким образом,
чтобы дать как можно более полное определение понятия "принцип",
необходимо выделить в нем четыре основных элемента, характеризующих его как с
объективной, так и с субъективной стороны:
- принцип - это
научное или нравственное начало, основание;
- руководящая
идея, основное правило деятельности;
- внутреннее
убеждение, взгляд на вещи, определяющий норму поведения;
- основа, от
которой не отступают.
В юридических
науках принципы определяются как основные руководящие положения, на которых эти
науки строятся.
5. Принцип
законности является, пожалуй, основополагающим в деятельности любого
профессионального сообщества и, по сути, означает осуществление адвокатской
деятельности, основанной на жестком и неукоснительном следовании законам
Российской Федерации.
Адвокат призван
защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только
законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не
вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные
документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетеля,
потерпевших и использовать другие запрещенные методы, даже если его доверитель
на этом настаивает.
Кроме того,
принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления своей
профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов,
органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов
правоприменительной деятельности и добивается устранения таких нарушений и
восстановления прав и законных интересов своих доверителей.
Таким образом,
действия адвоката не должны противоречить закону Российской Федерации и этике
адвоката.
6. Принцип
независимости фактически был затронут при рассмотрении независимости адвокатуры
от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целом,
следует заметить также наличие независимости адвокатуры от органов законодательной
власти и органов судебной власти, в том числе и правоохранительных органов, а
также от других общественных объединений, коммерческих и некоммерческих
организаций и учреждений.
Независимость
адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со
стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда),
общественных организаций и отдельных лиц.
Обеспечение
независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.
Следует также
отметить, что рассмотрение принципа независимости адвокатуры неразрывно связано
с таким понятием, как адвокатская тайна.
Адвокатская
тайна - необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало
бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы
недоверие к адвокату. В соответствии со ст. 6 Кодекса профессиональной этики
адвоката доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении
профессиональной тайны.
В соответствии
с вышеназванной статьей Кодекса в содержание адвокатской тайны включаются:
1) сам факт
обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к
такому обращению;
2) сведения о
преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые
обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если
нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве
следствия и в суде;
3) те же
сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и
другими лицами при обращении за юридической помощью;
4) сведения,
почерпнутые из уголовного
дела при
ознакомлении с ним;
5) сведения,
сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном
или административном процессе;
6) сведения,
содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в
адвокатских досье.
Как было
сказано выше, наличие принципа независимости адвокатуры является неотъемлемым
условием осуществления возложенных на адвокатуру функций. Однако в данном
случае имеется в виду независимость не только организационная, но и финансовая.
Так, финансирование адвокатуры осуществляется не из федерального или местного
бюджетов, а за счет членских взносов адвокатов, т.е. денежных средств,
зарабатываемых самими адвокатами.
Кроме того,
следует также заметить, что наличие принципа независимости адвокатуры
подразумевает не только ее независимость от субъектов правоотношений, не
входящих в структуру адвокатуры, но также и независимость адвокатских
образований (адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро,
юридической консультации) друг от друга в целом и от органов управления
адвокатуры, в частности. Об этом свидетельствует уведомительный, а не
разрешительный характер создания перечисленных форм адвокатских образований, а
также их реорганизации и ликвидации, когда только после регистрации таких
юридически значимых действий учредители адвокатских образований сообщают в
совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (см. комментарии к ст.
21 - 24 настоящего Закона).
7. Принцип самоуправления
адвокатуры фактически обеспечивается тем, что основы ее построения и
функционирования определяются не только законами, но и принятыми органами
управления решениями (например, решения Федеральной палаты адвокатов, решения
адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и т.д.), в связи с чем никакие
органы власти не могут посредством принятия каких бы то ни было нормативных или
индивидуально-распорядительных актов вопреки установленному Закону вмешиваться
в деятельность адвокатуры и определять структуру ее органов управления и
руководящий состав.
В своем
организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских
образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам
законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам
или организациям, из чего четко прослеживается связь принципа независимости и
принципа самоуправления адвокатуры.
На федеральном
уровне высшим органом управления адвокатского сообщества является Всероссийский
съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция)
адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и
адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание
руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Кроме того,
говоря о независимости адвокатуры и ее самоуправлении, следует также отметить,
что гарантией здесь выступает так называемая автономность бюджета адвокатуры, в
целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни
от каких бы то ни было других коммерческих и некоммерческих организаций.
8.
Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности
профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся
в то же время самостоятельными и независимыми субъектами возникающих
правоотношений. Корпоративность предполагает прежде всего моральную
ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за
квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им
деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского
сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей
внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер
дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой
корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры (например,
рассмотрение действий адвоката, умаляющих авторитет адвокатской профессии
специальными квалификационными комиссиями).
Доказательством
корпоративности адвокатуры служит тот факт, что в составе органов управления
адвокатской палаты могут принимать участие только адвокаты. В частности,
членами собрания (конференции) адвокатской палаты как высшего органа управления
адвокатской палаты могут быть только члены адвокатской палаты (адвокаты), то же
относится и к совету адвокатской палаты (коллегиальному исполнительному органу
адвокатской палаты). Президентом адвокатской палаты (единоличный исполнительный
орган) также может быть только лицо, в установленном законом порядке получившее
статус адвоката и являющееся членом адвокатской палаты, которую он возглавляет
(об органах управления адвокатуры см. комментарии к ст. 30 и 31 настоящего
Закона).
9. Принцип
равноправия адвокатов означает, что по своему статусу все адвокаты имеют равные
права как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в
плане имеющихся у каждого из них возможностей определения, например
организационной формы адвокатского образования (адвокатский кабинет,
адвокатское бюро и т.д.), участия в управлении адвокатурой путем
непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, а
также избрания органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты
субъекта Российской Федерации, возможности избирать и быть избранным независимо
от времени получения статуса адвоката, длительности юридического стажа, наличия
факта приостановления статуса адвоката (за исключением тех ограничений, которые
непосредственно связаны с приостановлением статуса адвоката (см. комментарий к
ст. 16 настоящего Закона)), и других обстоятельств.
10. В п. 3
комментируемой статьи вновь затрагиваются отношения адвокатуры и государства, а
также принцип независимости адвокатуры.
Адвокатура не
является государственной структурой. Вместе с тем она не может считаться
общественной организацией в том смысле, как они понимаются в ст. 13 и 30
Конституции РФ и Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях". Это обусловлено, в частности, тем, что
членство в адвокатуре, в отличие от общественных объединений, предполагает
наличие высшего юридического образования и осуществление профессиональной
деятельности направлено на защиту интересов не самих членов адвокатского
сообщества, как в других организациях, а иных лиц.
Таким образом,
адвокатура - это своеобразный социально-правовой институт гражданского
общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи,
обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Именно поэтому
государством обеспечивается описанный выше принцип независимости адвокатуры, а
также обеспечивается финансирование адвокатуры при оказании адвокатом
юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном законом Российской
Федерации, а также при необходимости предоставления адвокатским образованиям
служебных помещений и средств связи с целью обеспечения населению доступа к
юридической помощи.
11. Статьей 48
Конституции Российской Федерации закрепляется право граждан на
квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право
обвиняемого на помощь адвоката (защитника).
Предоставление
бесплатного адвоката осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных
ст. 26 комментируемого Закона.
12. О
предоставлении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи см.
комментарий к ст. 24 настоящего Закона.
13. Согласно
ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека.
Как и любому
гражданину Российской Федерации, адвокату гарантируется социальное обеспечение,
предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Помимо
Конституции Российской Федерации, правовое регулирование социальной защиты и
социального обеспечения граждан также регулируется Федеральным законом от 16
июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования".